УЧЕНЬЕ – СВЕТ

Лирическое отступление

Сколько интересных проектов начиналось с посиделок за чашечкой чая или кофе? Сразу вспоминаются великие Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко и их судьбоносная встреча в ресторане «Славянский базар», ставшая началом Художественного театра. Сколько телевизионных проектов родилось в пресс-баре «Останкино», в простонародье – любовно – в «Прессухе»?

А не сидели ли вы с друзьями на чьей-либо кухне и не спорили до хрипоты о проблемах мироустройства или… о световой партитуре вашего последнего спектакля?

Мы тоже собрались промозглым февральским утром в кафе «Веранда», что в московском саду Эрмитаж, пили чай и кофе, и разговаривали о новом курсе художников по свету Школы-студии МХАТ. Мы – это ваша покорная слуга и преподаватели курса, художники по свету Евгений Виноградов и Тарас Михалевский.

 

- До меня дошли слухи, что вдруг решили обучать подрастающее поколение световому мастерству.

Е. Виноградов: Это «вдруг» начиналось не менее пяти лет назад. Тогда Школа-студия МХАТ пригласила меня преподавать на курсе художников-постановщиков театра и для студентов, которые выбрали индивидуальную образовательную траекторию «сценический свет». Студенты спрашивали: «Ну, когда же нас будут учить единым отдельным курсом, когда профессия «художник по свету» будет официально заявлена?».

И вот, наконец, «сдвинулись тектонические пласты» или, как еще говорят, «звезды встали».

Т. Михалевский: Это все произошло во многом благодаря Ольге Неволиной, декану факультета Сценографии и театральной технологии, именно с ее приходом и началось «реактивное» движение…

Е. Виноградов: Да, сначала велись долгие-долгие разговоры с коллегами преподавателями, а потом Ольга Сергеевна сказала: «Нам дают зеленый свет, давайте писать программу».

 

- Из чего вы исходили, когда сочиняли программу?

Е. Виноградов: Ну, конечно, были оглядки на Питерскую академию театрального искусства. Американская школа «Sragecraft Institute of Las Vegas» тоже дала какие-то мысли. Но сама идея, рожденная Школой-студией МХАТ, абсолютно оригинальная.

 

- И какие задачи вы поставили перед своим курсом?

Е. Виноградов: Хотелось бы «на выходе» получить профессионалов-практиков, которые смогут и любое шоу сделать, и спектакль с заложенной глубокой психологией, и мюзикл. При этом всесторонне подкованных технически: знать программы визуализации, основы пультов и так далее…

 

- Предполагается обучение совсем «зеленых» студентов или с наличием какого-то опыта?

Е. Виноградов: Конечно, студент будет чувствовать себя увереннее, обладая каким-то техническим базисом, имея за плечами театральный художественно-технический колледж или опыт работы в театре.

Т. Михалевский: Мне кажется, первый набор – это люди, которые уже что-то знают в профессии, что-то умеют и хотят получить либо подтверждение своим знаниями («корочки»), либо дополнительный объем знаний.

 

- Обучение платное или бесплатное?

Т. Михалевский: И платное, и бесплатное. Есть бюджетные места, есть возможность целевого обучения – это когда театры делегируют своих сотрудников.

Е. Виноградов: Есть места для обучающихся из регионов, для иностранных студентов.

 

- Я так поняла, что больший акцент будет на практических занятиях, нежели на теоретических?

Е. Виноградов: Исторически сложилось так, что в Школе-студии МХАТ учат практиков. Но и теорию никто не отменял. Например, Елена Павловна Древалева будет читать курс светотехники. Очень надеемся, что Дамир Исмагилов не откажется поделиться огромным опытом и талантом со студентами.

Т. Михалевский: А мы с Евгением будем вести именно «мастерство».

 

- Поняла! Это, как у режиссеров: «Мастерская Владимира Хотиненко», «Мастерская Петра Фоменко»… А у вас «Мастерская Виноградова и Михалевского».

Т. Михалевский: Когда Евгений предложил работать вместе с ним, я в первую очередь сказал ему, что лекции читать не умею. Я – практик.

Е. Виноградов: Практика начнется сразу. Ребята уже на первых двух курсах будут делать черновые макеты и на их основе готовить раскадровки, придумывать световые позиции, а потом уже осуществлять это технически, разрабатывать в различных 3D-программах. Уже сейчас ведутся переговоры с различными мастерами, которые могут читать эти специфические лекции.

Т. Михалевский: Идея была такая: есть два мастера курса, а есть приглашенные специалисты, которые позволяют взглянуть на нашу профессию чуть-чуть с другой стороны.

 

- Ну, например?

Е. Виноградов: Например, преподаватели МАРХИ, которые будут серьезно читать архитектурное и интерьерное освещение. С третьего курса (уже велись переговоры с хореографом и режиссером Олегом Глушковым, и он дал свое «добро») планируются совместные занятия с курсом «Музыкального театра и мюзикла» в ГИТИСе. Получил подтверждение от Давида Мисакяна, он будет рассказывать, учить и давать задания по освещению концертов, шоу. И каждый семестр планируются тематические занятия по драматическому театру, балету, опере, цирку, концертным представлениям.

 

- Еще свет в кино.

Е. Виноградов: Основы фотомастерства будут преподаваться на первом курсе. Что касается кино? Не знаю… Киноиндустрия – это все-таки отличная от театра история, потому что мы ориентируемся на глаз зрителя, а не на объектив и матрицу камеры. Поэтому восприятие совсем другое.

Т. Михалевский: «Здесь и сейчас».

 

- Но, с другой стороны, вашим студентам это не помешает. В жизни все пригодится… А вы будете как-то взаимодействовать с театрами?

Е. Виноградов: Конечно. Во-первых, Школа-студия – при МХАТе и тесно взаимодействует с Художественным театром! Еще одна из идей, что когда на последних курсах начнется преддипломная практика, мы, скажем так, «раздадим» студентов в «руки» художников по свету. И чтобы они, как юные «падаваны»*, прошли весь цикл создания спектакля от задумки до премьеры, чтобы они готовили всю документацию, чтобы помогали в выпускном периоде, чтобы поняли, научились, пройдя весь путь. И потом не забывайте, что каждый художник по свету – это мастер со своим почерком, со своим индивидуальным опытом, поэтому наши студенты в любом случае получат какие-то новые знания, какую-то дополнительную радость от общения и творчества, надеюсь…

 

- Вы и сами востребованные художники. У вас сплошные премьеры в разных городах. Как вы собираетесь совмещать работу с преподаванием?

Т. Михалевский: Да, мы – «птицы-летуны». Я тоже спросил: «Женя, где будем брать время?». На что он ответил: «Нужно каким-то хитрейшим образом организовываться, но три часа в неделю уделять курсу».

 

- А если возникнут накладки? Есть ли кто-нибудь на замену?

Е. Виноградов: Это не совсем «замена», скорее «дополнение». Недавно созванивались с Сергеем Скорнецким, он сказал, что с удовольствием поделится своим опытом. Планируем пригласить, например, Ивана Виноградова, чтобы он рассказал о недавней большой премьере нашим студентам, о художественных и технических тонкостях. То же самое в Александром Сиваевым. Безусловно, наши ряды художников по свету уже многочисленны, есть кому поделиться опытом и впечатлениями.

 

- А чего вы сами ждете от вашего курса?

Е. Виноградов: Ни славы, ни денег…

Т. Михалевский: Миссионерство, миссионерство…

 

- Я серьезно! Про великие планы, про последователей, про мечту?

Е. Виноградов: Вот у меня есть мечта, которую, возможно, осуществим вместе с нашими студентами: выпустить несколько изданий про мастеров по свету Большого театра, МХАТа, других театров. Ведь были великие!

Т. Михалевский: А мне самому интересно! Во-первых, мы друг у друга учимся. Студенты – у нас, а мы – у студентов. Это своеобразный взаимообмен энергиями, информацией. Чтобы отвечать на какие-то технические вопросы грамотно, придется самому подтягиваться.

 

- А обязательно человек, который окончит ваш курс, станет художником по свету?

Т. Михалевский: Нет, конечно. Естественно, какие-то базовые знания он получит, а все остальное зависит от человека: от воспитания, от того, что мама с папой вложили, от художественного вкуса, от способности к саморазвитию.

Е. Виноградов: А вот хорошего завцехом мы точно сделаем, что тоже немаловажно. Он будет знать, как организовывать цех в театре, как построить взаимоотношения с режиссером, с постановщиком, с администрацией, начиная с грамотного заключения контракта на постановку. Он также сможет найти себя в каком-либо архитектурном агентстве, в прокатной компании, в дизайне…

Т. Михалевский: Мы будем учить профессии, а из кого выйдет талантливый художник по свету, мы, к сожалению, не знаем.

 

- Не боги?

Е. Виноградов: Не боги.

 

Юлия Калачева

 

Все новости света. – 2019. – № 49.

 

*Понятие из «Звездных войн», принятое в Ордене джедаев, для обозначения молодых людей, обучающихся Силе при одном из магистров.

×