Главное событие новогодних каникул

С 29 декабря по 4 января на сцене Свердловского театра драмы – премьера спектакля «Двенадцатая ночь, или Что вам угодно» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира (режиссер лауреат Гос. премии РФ Александр Баргман (Санкт-Петербург), художник лауреат премии «Золотая маска» Владимир Кравцев).

Алексей Бадаев, генеральный директор театра: «Новогодняя премьера – это наш обязательный подарок любимому зрителю. Но в этом году мы отступаем от многолетней традиции и приглашаем в театр не юных театралов, а тех, кто уже перешагнул возраст совершеннолетия. Причем делаем это опять же идя навстречу пожеланиям публики, просившей нас “не бросать” ее на время зимних каникул. И то, что на премьерные показы “Двенадцатой ночи…” остались считанные билеты, лучшее подтверждение правильности принятого нами решения».

Одна из последних комедий Шекспира не была издана при жизни классика, но впоследствии вошла в золотой фонд высокой мировой драматургии. Название отсылает к Двенадцатой ночи после Рождества – последнему дню зимних праздников в Елизаветинской Англии, тем самым определяя контекст действия и характер произведения. Пьеса задумывалась Шекспиром для театральной постановки на рождественских гуляньях, и сам сюжет вобрал в себя множество аллюзий на Двенадцатую ночь – время бурного веселья, комических «беспорядков», игр и маскарадов. Кроме того, подобно празднику, знаменующему конец народных гуляний, пьеса стала для драматурга собственным «прощанием с веселостью» – жизнерадостных комедий он больше не писал.

История про разлученных стихией (как известно, она начинается с кораблекрушения) брата и сестру, в финале обретающих не только друг друга, но и каждый – свое счастье, наполнена и весельем, и грустью. Конечно, будучи классическим образцом т. н. «комедии положений», она являет собой самый настоящий карнавал сценических красок, в котором есть место и событийной неразберихе, и остроумным розыгрышам, и обязательному хэппи энду. Но все же, как отмечают критики, «это комедия меланхолическая: в ней Шекспир смотрит на мир глазами мудреца, знающего, что земной мир ненадежен и хрупок, что всем правит случай и люди – игрушки в руках судьбы» (Р. Должанский), а значит, зрителю – с подачи и драматурга, и режиссера-постановщика – представится редкая возможность не только от души посмеяться, но и всласть погрустить.

Режиссер Александр Баргман, представляющий свою версию «Двенадцатой ночи…», уже снискал любовь поклонников Свердловской Драмы как своими режиссерскими работами над спектаклями «Актриса» Питера Куилтера и «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, так и великолепной ролью Тригорина в «Чайке» Антона Чехова в постановке Григория Козлова. На этот раз режиссер обращается к высокому тексту Уильяма Шекспира, чтобы раскрыть его уникальное звучание и попытаться передать ренессансную радость бытия, воспетую классиком, с помощью новых красок. По словам самого Александра Баргмана, этот спектакль – своего рода гимн человеческим чувствам во всем их многообразии, величии и коварстве, звенящей высоте и пугающей низости.

Среди актерского состава «Двенадцатой ночи…» – несколько новых для сцены Свердловской Драмы имен: впрочем, называть их дебютантами вряд ли будет уместно. В роли графини Оливии – заслуженная артистка РФ Ирина Максимкина, номинант Национальной премии «Золотая маска» (2015) и лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра», ранее служившая в Пермском Театре-театре. Шута Фесте, главного острослова этой запутанной истории, играет Валентин Смирнов, много лет входивший в труппу Екатеринбургского ТЮЗа. А в роли Виолы, решившейся во имя любви сменить обличье, на сцену выйдет не только Анастасия Каткова, ставшая актрисой Свердловского театра драмы в 2009 году, но и Олеся Казанцева, в послужном списке которой немало работ, снискавших любовь зрителей Кемерово и Новосибирска.

×