1930-1950

    Разговоры о том, что Свердловск должен иметь свой драматический театр, стали стержневым направлением культурного строительства в послереволюционный период истории Большого Урала. Еще до революции Екатеринбург стал своего рода «золотым дном» для антреприз и гастрольных драматических коллективов: они приезжали сюда так часто, что в 1847 году для гастролеров было выстроено специальное здание (ныне – кинотеатр «Октябрь»). В сезон 1928-29 годов в Свердловске работает театральный коллектив «Красный факел» ...

  С 1930 года началась серьезная работа по созданию стационарного репертуарного драматического театра. Комплектованием труппы занялся известнейший театральный администратор  М.М. Шлуглейт, до этого служивший в театре Корша в Москве. Одними из первых приглашение  в Свердловскую драму получили артисты, популярные как в столице, так и на периферии – В.Г. Ордынский и М.А. Бецкий. Их имена привлекли в труппу театра и других прекрасных актеров, в том числе М.С. Бобрина (великолепный характерный исполнитель), А.Н.Парамонову (драматическая героиня), А.И. Орскую (бытовая героиня), Н.М.Шульгина (социальный герой).

     Открылся Свердловский театр драмы 2 октября 1930 года спектаклем по пьесе В.Вишневского «Первая Конная» (режиссер П.А. Рудин, художник Г.П.Руди, композитор А.И. Александров).

   Свой первый сезон Свердловская Драма прожила, будучи одним из подразделений единой зрелищной организации, в которую также вошли Оперный театр им. Луначарского и «новорожденный» ТЮЗ. Поэтому первым директором драматического театра стал С.Г. Ходесс, ранее возглавлявший Свердловскую оперу. Правда, «укрупненное зрелищное предприятие» в силу своей нежизнеспособности вскоре было расформировано. Следующие десять лет – с 1931 года – директором Драмтеатра был С.К.Зимницкий, талантливый организатор, обладавший прекрасным вкусом и практически неистощимой энергией. Он продолжает формирование труппы театра. Уже в следующем сезоне список актеров пополнился такими именами, как А.Г. Георгиевский, М.А. Токарева, Н.К.Петипа (внучка знаменитого Мариуса Петипа). В 1934 году на сцену театра выходят Е.К. Амман-Дальская и К.П. Максимов, в 1936 году приглашение на работу принимает Б.Ф. Ильин. Активное участие в первых шагах театра приняли народные артисты СССР А.Д. Дикий и Б.Е. Захава. В 1939 году в труппу театра вошла Н.А.Шарова.

    С первых дней Свердловский театр драмы уверенно заявил о себе как о высокопрофессиональном коллективе, дорожащем лучшими традициями русского драматического искусства, но при этом не боящемся современных тем. В течение предвоенного десятилетия на сцене театра были поставлены как лучшие советские пьесы тех лет - «Любовь Яровая» К. Тренева (1932 г., реж.И.Ефремов), «Мой друг» Н. Погодина (1933 г., реж. А.Смеянов), «Гибель эскадры» А.Корнейчука (1935 г.),  «Платон Кречет» А.Корнейчука (1935 г., реж. А.Кричко), - так и классические произведения - «Горе от ума» А. Грибоедова (1932 г.), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1932 г., реж. В.Татищев), «Анна Каренина» Л. Толстого (1936 г., реж. Л.Дашковский), «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого (1938 г., реж. И.Ефремов), «Отелло» В. Шекспира (1939 г., реж. К.Андронников) и другие. Из современного зарубежного репертуара были сыграны (впервые в СССР!) две мудрые, серьезные драмы К.Чапека «Мать» (1939 г., реж. И.Ефремов, Г.Георгиевский) и «Средство Макропулоса» (1940 г.).

    С началом войны на Урал эвакуировались не только работники заводов запада и центра страны и стихийные беженцы, - сюда приехали люди искусства: знаменитые артисты, музыканты, писатели. Свердловскому театру в эти годы пришлось нелегко и по степени трудового напряжения, и из-за частной смены художественного руководства (после ухода И. Ефремова в 1940 году два сезона театром руководил В. Федоров, один сезон – А. Винер и, наконец, с 1943 года во главе театра стал Е.Брилль), и в силу вынужденного соперничества с Московским Художественным Театром и Центральным театром Красной Армии, работавшими в Свердловске.

    В первом военном сезоне театр поставил историко-патриотическую пьесу В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов» (1941 г., реж. В.Битюцкий), «Фронт» А. Корнейчука (1942 г.), а также особенно популярные в то время пьесы К. Симонова «Парень из нашего города» (1941 г., реж. В.Федоров), «Русские люди» (1942 г., реж. В.Битюцкий), «Жди меня» (1943 г., реж. А.Винер), «Так и будет» (1945 г., реж. В.Битюцкий). В 1944 году Е. Брилль поставил «Дядю Ваню» А. Чехова – спектакль, получивший первую премию на Всероссийском смотре русской классики в 1944 г.  и с большим триумфом сыгранный Свердловской драмой во время военных московских гастролей. В афише появились «Собака на сене» Лопе де Вега (1944 г., реж. Е.Брилль), «Зыковы» М. Горького (1944 г., реж. В.Битюцкий) и «Урок дочкам» И. Крылова.

    Нельзя не сказать об огромном вкладе театра в будущую победу. В первый же день войны в Свердловской Драме начали формировать концертные бригады для поднятия боевого духа на фронте и в тылу: с 1941 года по 1945 год силами 7 таких коллективов, пробывших в действующих частях в общей сложности 19 месяцев, было дано 1600 концертов на фронте. Также вместе с артистами других театров Свердловска актеры Драматического театра участвовали в 16055 концертах в госпиталях и воинских частях тыла; не менее тысячи раз выступали с программами на оборонных заводах.

   Прогремели победные залпы мая 1945-го. Действительность не оправдала надежд победителей, и меньше чем через год после окончания войны началось наступление на те ценности, которые советский народ в буквальном смысле отвоевал у фашизма - право на свободу, достоинство и честь. В течение 1946-48 годов была издана серия постановлений ЦК ВКП (б), в том числе и постановление о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению. В число «нарушителей» вместе с главными театрами страны – МХАТом, Вахтанговским и другими – попал и Свердловский драматический за постановку «безыдейных зарубежных пьес и пренебрежение к современной теме».

    Изрядно напуганные театры, начиная с МХАТа и Малого, наперебой старались доказать свою лояльность и ставили почти подряд то, что по серьезному счету не имело права называться драматургией. Свердловский театр вынужден был пустить на свою сцену обойму благонамеренных, бутафорских пьес, устраивающих правящий режим, но совершенно не способных привлечь внимание зрителей. Для поправки дел и авторитета приходилось брать пьесы серьезных писателей. На сцене появился «Бархатный сезон» Н. Погодина, тут же разнесенный в центральной прессе,  «Девочки» В. Пановой (1949 г., Е.Прасолов), «Дорога первых» А.Салынского (1949 г., реж. Е.Брилль).

×