Создатели спектаклей

Филиппо
Эдуардо

Итальянский драматург, актер, режиссер, автор неаполитанского театра.

Итальянский драматург, актер, режиссер, автор неаполитанского театра. На родине его зовут просто «Эдуардо», продолжая традицию называть по имени самых дорогих сердцу итальянцев людей своей культуры, среди которых Данте, Рафаэль и Микеланджело.

Родился 24 мая 1900 года в Неаполе. Он, его сестра Титина и брат Пеппино, нося материнскую фамилию «Пассарелли» («де Филиппо» – это придуманный впоследствии псевдоним), были внебрачными детьми великого актера Эдуардо Скарпетты: сей факт, по сути, и определил судьбу де Филиппо. Его детство, отрочество и юность прошли в театре отца, где, выйдя на сцену уже в четыре года, он учился актерскому мастерству, постигал законы создания пьес и овладевал навыками руководства труппой. Театр стал его жизнью и, по существу, единственным «университетом» – регулярного законченного образования Эдуардо так и не получил. В четырнадцать лет он заключил свой первый официальный контракт, войдя в труппу Винченцо Скарпетты. Здесь же немного позже были поставлены и первые комедии де Филиппо.

В 1931 году Эдуардо становится художественным руководителем «Комического театра де Филиппо», администратором которого стал Пеппино, а первой актрисой – Титина. Коллектив дебютировал пьесой Эдуардо «Кто счастливее меня» (1929) и комедией Пеппино «Любовь и арбалеты». Театр просуществовал тринадцать лет: в конце 1944 года пути братьев разошлись, а Титина осталась с Эдуардо – именно для нее последний написал множество женских ролей, в частности, роль Филумены Мартурано.

В 1945 году «Комический театр…» стал «Театром Эдуардо» – в опере Сан Карло состоялась премьера спектакля по пьесе «Неаполь – город миллионеров», с которой, собственно, началась как большая драматургия де Филиппо, так и его авторский театр. Суть последнего сам драматург сформулировал близкой неореалистам идеей: «Театр – это жизнь, инсценировка реальной жизни». Вместе с тем (и именно этим Эдуардо отличался от неореалистов) его театр развивался, «питаясь» традициями неаполитанского диалектального театра, уходящего, в свою очередь, корнями в комедию дель арте, жизнь которой на юге Италии не прерывалась никогда. Воплощением авторской манеры де Филиппо был образ главного героя, который он практически всегда писал «с себя» и для себя, исполняя эти роли в им самим поставленных спектаклях. По мнению исследователей творчества Эдуардо, этот персонаж, будучи невероятно реалистичным, может восприниматься и как условный комический, ибо автор наделял его и чертами человеческой личности, и характеристиками театральной маски. Виртуозно «играя» жанрами (в каждой пьесе де Филиппо можно обнаружить элементы трагедии, фарса, комедии, драмы…), он создавал на сцене удивительный мир, где воспроизводимая с невероятной достоверностью будничная жизнь обыкновенных неаполитанцев окрашивалась в яркие краски острых сюжетных построений и сильных глубоких эмоций.

Творческое наследие Де Филиппо, названного театроведом П. Марковым художником «необычайной чистоты и мудрости, пробуждающим волю к жизни и любовь к человечеству», не исчерпывается только его вкладом в театральное искусство. С 1932 года он снимался в кино («Трое мужчин во фраках», «Травиата 1953 года», «Девушки с площади Испании», «Золото Неаполя» и др.). Как кинорежиссер дебютировал в 1939 году («В полях упала звезда», «Призраки», «Фортунелла» и др.). С 1955 года работал на телевидении, снимал свои комедии, а также комедии своих предшественников в неаполитанском театре. С 1959 года ставил оперные спектакли, в том числе «Пробный камень» Дж. Россини (Милан, «Пиккола Скала») и «Нос» Д. Шостаковича (Флоренция, фестиваль «Музыкальный май»). Преподавал в Римском университете, где вел курс драматургии. В 1981 году президентом Италии Алессандро Пертини был назначен пожизненным сенатором.

Умер Де Филиппо 31 октября 1984 года в Риме. Свой театр он передал сыну от второго брака Луке Де Филиппо, который также стал актером.

×