Создатели спектаклей

Грекова
Ирина Сергеевна

Русский прозаик, ученый-математик.

Настоящее имя - Вентцель Елена Сергеевна.
Русский прозаик, ученый-математик. Доктор технических наук , автор многочисленных научных трудов по проблемам прикладной математики, вузовского учебника по теории вероятностей, книги по теории игр и т.п.
Родилась в учительской семье. В 1929 году окончила физико-математический факультет Ленинградского Государственного Университета; с 1935 года жила в Москве. Преподавала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (с 1935 года по1968 год) и Московском институте инженеров транспорта (с 1968 года по 1986 год).
Как литератор (избравшая себе «математический» псевдоним — от названия восходящей к латыни французской буквы «игрек») начала публиковаться в 1957 году. Внимание читателей и критиков привлекли рассказы Грековой “За проходной” (1962 год; на его основе совместно с Александром Галичем написала комедию “Будни и праздники”, 1967 год) и “Дамский мастер” (1963 год), в которых традиционный для отечественной словесности психологизм и сплетение нравственной и «деловой» проблематики обогащены точным ощущением настоящего дня, свежестью спокойного, чёткого и ироничного письма, актуальным для «городской» прозы 1960–1970-х годов заострением повседневных жизненных коллизий «рядового» человека. В этом направлении развивалось и последующее (нередко вызывавшее бурные дискуссии и даже обвинения в «клевете») творчество Грековой, посвященное как хорошо известной писательнице среде научно-технической, в т.ч. военной интеллигенции (повести “На испытаниях”, 1967 год, “Кафедра”, 1978 год; романы “Пороги”, 1984 год, “Свежо предание”, опубликован в 1995 году), так и житейским историям людей разных профессий (повести “Маленький Гарусов”, 1970 год, “Хозяйка гостиницы”, 1976 год, “Вдовий пароход”, 1981 год, одноименная пьеса в соавторстве с Павлом Лунгиным, 1983 год, “Фазан”, 1985 год, “Перелом”, 1987 год; рассказы “Хозяева жизни”, 1960 год, опубликованные в 1988 году, “Скрипка Ротшильда”, 1981 год, “Без улыбок”, 1986 год). Характерно стремление писательницы связать даже камерное повествование о вымышленных персонажах с важными, порой трагичными событиями в жизни страны (массовой высылкой ленинградцев из города после убийства С.М. Кирова, кампанией борьбы с учёными-кибернетиками, делом «врачей-убийц»), вывести частные судьбы на уровень типичных ситуаций, безжалостно обнажающих болезни общества — всегда, однако, оставляя «свет» упований на его исцеление, чаще всего в образах угловатых, но обаятельных и духовно прекрасных женщин и «некарьерных», но серьезных и умных мужчин, подчеркивающих несовпадение в лицемерном обществе видимости и сути и противостоящих намеренной «дегероизацией» конформистскому официозу.

×