Создатели спектаклей

Гольдони
Карло

Венецианский драматург и либретист

Венецианский драматург и либретист.
Родился 25 февраля 1707 г.
Учился в иезуитской школе в Перудже и доминиканской в Римини, затем изучал юриспруденцию и философию в Венеции, Павии, Удине и Модене. Окончив курс, в соответствии с волей отца начал юридическую карьеру: стал секретарем вице-канцлера криминального суда в Кьюдже, с 1729 г. – в Фельтре. Занятия юриспруденцией Гольдони сочетал с увлечением театром. Он увлеченно читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра, усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами. Еще в студенческие времена Гольдони выслали из Павии за драматическую сатиру «Колосс». В Фельтре он выступил как актер в поставленном им же любительском спектакле по либретто Пьетро Метастазио «Покинутая Дидона» и поставил две собственные пьесы II buon padre и La cantatrice, имевшие успех.
В 1731 г. Гольдони начал собственную адвокатскую практику в Венеции. Параллельно он снабжает текстами одну из венецианских театральных трупп и выполняет обязанности ассистента Доменико Лалли, готовя либретто других авторов к постановке в Ла Фениче. В этот период появились его первые большие пьесы — трагедии «Велизарий», «Розамунда», комедия «Венецианский гондольер». Но большого успеха они не снискали, и в 1743 г. Гольдони был вынужден в поисках более доходной адвокатской практики уехать в Тоскану. Здесь он написал комедию «Слуга двух господ» (1745). Только в 1748 г., заключив договор с Джироламо Медебахом, чья труппа играла в театре Сант-Анджело, Гольдони смог не только вернуться в Венецию, но и навсегда оставить юриспруденцию, сосредоточившись на литературной работе. Большой успех имели его комедии «Обманщик» (1750), «Кофейня» (1750), «Трактирщица» (1753).
В 1761 году Гольдони навсегда уехал из Италии в Париж. Здесь он был драматургом при Итальянском театре и преподавал итальянский язык дочерям короля. Написанная им по-французски комедия «Ворчун-благодетель» (1771) принесла Гольдони европейскую славу.
Всего литературное наследие Гольдони насчитывает 267 пьес, среди которых больше всего комедий. Одни (напр. «Памела») относятся к жанру «слезливых комедий», другие – веселые буффонады из народной жизни и так называемые «комедии характера» (например, «Прекрасная грузинка», «Комический театр», «Скупой»).
С «комедиями характера» и связано огромное значение Гольдони для итальянской литературы и слава, которую он получил в Италии, давшей ему титул protocomiсо (как Греция называла Аристофана «комиком»). Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазию и умеющим писать здравым смыслом», отмечал «чистоту, естественность» его стиля. По словам итальянского критика, «театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия»,
и первое место на этой ярмарке занимает низший класс.
Главное литературное значение пьесы Гольдони в прорисовке характеров; здесь он шел по следам Мольера. Его реформа итальянской драматургии заключалась в замене шаблонных четырех масок реальными характерами, взятыми прямо из жизни, грубой, в основном импровизированной арлекинады – тонкой и серьезной игрой актёров. Строгие пуристы приписывали Гольдони излишнюю бесцеремонность в изображении характеров и особенно в языке; его современник и враг Гоцци прямо обвинял его в том, что «он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя перед глазами, и копировал ее осязательно и грубо, вместо того чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и утонченностью»
В 1784 – 1787 гг. были написаны «Мемуары Карло Гольдони».
Драматург скончался в Версале 6 февраля 1793 г., за день до того, как Конвент по ходатайству Андре Шенье принял решение о восстановлении пенсии, которую ему назначил король Людовик XVI и которую затем отменила революция 1789 года. Деньги получила вдова Гольдони, которой также Конвент назначил пожизненную пенсию в размере 1200 франков.

×