Создатели спектаклей

Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович

Родился 27 января 1826 года в деревне Спас-Угол Тверской губернии. В большой состоятельной семье Михаил был шестым из девятерых детей, его отец Евграф Васильевич служил коллежским советником, мать Ольга Михайловна происходила из богатого рода купцов Забелиных. Мальчик получил домашнее образование, первым его наставником стал крепостной художник Павел Соколов. Впоследствии Салтыков-Щедрин писал: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и наконец обучен грамоте крепостным грамотеем». Его воспитанием также занимались гувернантка, священник, студент семинарии и старшая сестра.

В 1836 году Михаил Салтыков (именно так звучит его родовая фамилия, псевдоним «Николай Щедрин» писатель взял много позже) был зачислен в Московский дворянский институт, после окончания которого в статусе одного из лучших учеников был отправлен в Александровский (бывший Царскосельский) лицей, где, получив статус казеннокоштного студенты, учился за государственный счет. В лицее он начал писать стихи, высмеивающие недостатки окружающего мира и оцененные педагогами как «неодобрительные» – склонность к рифмованию наряду с грубостью, курением и небрежностью в одежде даже вошла в перечень школьных проступков юноши. Впрочем, по мнению исследователей, ни одно из стихотворений (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. Их автор также скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали.

В 1844 году он поступил на службу в военное министерство, быстро поднимался по служебной
лестнице и занял пост начальника одного из отделений. Это, однако, не помешало ему заниматься литературой: в 1847 году к читателю вышла первая повесть «Противоречия», посвященная экономисту Владимиру Милютину, а год спустя была опубликована повесть «Запутанное дело», в которой цензурный комитет усмотрел антиправительственные настроения, и по приказу военного министра и самого царя Михаил Салтыков был выслан в Вятку. В течение короткого времени он сделал карьеру и там, возглавив канцелярию и завоевав авторитет в городе. Репутация Салтыкова была безупречной, кроме того, он искоренил «пагубные привычки» губернских чиновников и стал для города исторической личностью, про которую впоследствии говорили: «Это были времена Щедрина».

Здесь он встретил свою будущую жену Елизавету Аполлоновну Болтину, младшую дочь вице-губернатора. В 1856 году состоялась их свадьба.

Однако Вятку Салтыков считал местом, где погибнет его талант. Русскую провинцию он, с одной
стороны, прославил в своем творчестве, но, с другой, литературно «уничтожил». Ссылка мучила его, он писал письма с просьбами ходатайствовать о его возвращении в Петербург. Все решил приезд в Вятку генерал-лейтенанта Ланского (муж Натальи Гончаровой), который хлопотал за возвращение Салтыкова в столицу.

В 1855 году он вернулся в Петербург и тут же приступил к написанию «Губернских очерков» –
своеобразного отчета о пребывании в провинции. Первые главы, подписанные фамилией «Щедрин» были напечатаны в «Русском вестнике», а оставшиеся вышли в «Библиотеке для чтения» (1857). Эта книга прославила Салтыкова – после ее издания он навсегда стал тем самым писателем Салтыковым-Щедриным. Интересно, что фамилия Щедрин принадлежала одному из героев «Губернских очерков» – простого чиновника, который пользовался уважением и имел незапятнанную репутацию.

В 1958 году Александр II назначил Салтыкова-Щедрина вице-губернатором Рязани, напутствуя
фразой «Пусть служит, как пишет». Там Щедрин из-за своей категоричности и честности в вопросах службы получил прозвище «вице-Робеспьер». Но спустя два года он вынужден был подать прошение о переводе на ту же должность в Тверь. Это время совпало с преобразованиями, которые осуществлял император Александр II. Отношение Щедрина к реформам не было однозначным – он как опытный государственный деятель рассчитывал на постепенный переход к новым порядкам и столкнулся с болезненными несовершенствами системы.

В 1862 году Салтыков-Щедрин добровольно подал в отставку, перебрался в Петербург и стал сотрудничать с некрасовским «Современником» – журналом, некогда созданным Александром Пушкиным. Этот период был для писателя крайне плодотворным, активно печатались его обозрения, статьи, отзывы о литературных произведениях. Однако гонорары были крайне малы, и Щедрин вернулся на государственную службу. В 1864 году он получил назначение председателем Пензенской казенной палаты, затем работал на аналогичных должностях в Туле и Рязани.

Постоянные переезды и смены мест службы невероятно раздражали писателя. В 1868 году он вновь подал в отставку и окончательно посвятил себя отечественной литературе. Именно тогда были написаны знаменитые сатирические произведения «История одного города» и «Дневник провинциала в Петербурге».

В 1877 году Щедрин стал главным редактором журнала «Отечественные записки», печатал там
не только свои сатиры, но публицистику и критику. Писатель поражал современников своим, как сказали бы сейчас, трудоголизмом, но тем не менее успевал и путешествовать – посещал Западную Европу, где познакомился со многими известными современниками: Эмилем Золя, Гюставом Флобером и др.

В 1880-е годы сатирическое дарование Щедрина достигло вершины в своей остроте, им были созданы такие злободневные произведения, как «Господа Головлевы», «Письма к тетеньке», «Современная идиллия», «Сказки», «За рубежом», «Пестрые письма» и др.

В 1884 году журнал «Отечественные записки» был закрыт. Переживания писателя по этому поводу вылились в продолжительную болезнь. Щедрин печатался в «Вестнике Европы», но чувствовал себя все хуже и хуже. В последние годы жизни он работал над романом «Пошехонская старина», в котором вернулся к воспоминаниям о своем детстве. Рефлексия и стремление служить отечеству оставались