Создатели спектаклей

Бергман
Ингмар

Режиссер театра и кино, сценарист, писатель.

Полное имя - Эрнст Ингмар Бергман.

Родился 14 июля 1918 года в шведском городе Уппсала в семье викария: мальчик учился в частной гимназии, с детства увлекался театром и кинематогафом. В 19 лет он сбежал из дома и начал работать в Драматической студии, разыгрывал уличные представления, сочинял пьесы, открыл свой театр в т. н. Гражданском доме. В Студенческом театре состоялась премьера пьесы Бергмана "Смерть Каспера": спектакль в постановке Класа Хуугланда был принят благосклонно, и начинающий драматург получил контракт на год. "Я стал уважаемым человеком, имевшим постоянное место работы, который каждый день пунктуально садился за стол, правил сценарии, писал диалоги и сочинял заявки на будущие фильмы", - рассказывал впоследствии сам Бергман.

Окончив в 1944 г. факультет литературы и искусств Стокгольмского университета, Бергман возглавил Муниципальный театр Хельсинборга (1944 - 1946, поставил 11 спектаклей). В биографии легендарного режиссера было несколько театров, с которыми он сотрудничал в разное время - как в статусе очередного постановщика, так и в должности художественного руководителя: Муниципальный театр Гетеборга (1946 - 1950, 10 спектаклей), Муниципальный театр Мальме (1946 - 1958, 22 спектакля), Королевский драматический театр в Стокгольме (1951 - 2002, 37 спектаклей), Residenztheater в Мюнхене (1977 - 1985, 9 спектаклей)... Бергман работал в театрах Швеции, Норвегии, Великобритании, Дании, Германии, ставил спектакли для радио и телевидения, в его послужном списке - две оперы, оперетта и даже балет. Так или иначе, он оказался причастен к созданию примерно 170 постановок, признавая, что всю жизнь был "гораздо больше привязан к театру, чем к кино".

Профессиональная кинокарьера Бергмана началась в 1941 г. - с редактирования чужих сценариев. Вспрочем, вскоре он написал свой собственный, который был экранизирован под названием "Травля" в 1944 г. шведом Альфом Шебергом: фильм повествует об ученике старших классов Яне-Эрике, его девушке Берте, страдающей от домогательств преподавателя латыни по кличке "Калигула". Картина была отмечена Гран-при Каннского кинофестиваля (1946) и номинировалась на "Золотого льва" Венецианского форума (1947).

В 1946 г. на экраны выходит "Кризис" - первый фильм Бергмана, снятый им по собственному сценарию: фильм "провалился с громким треском", отмечает автор в своей книге "Картины". Однако неудача не испугала дебютанта: только в ближайшие четыре года он снимет восемь лент и впервые сам окажется в списке номинантов Венецианского кинофестиваля как лучший режиссер - за картину "Музыка в темноте" (1948).

В 1951 г. шведская кинопромышленность, протестуя против завышенного налога на зрелища, приостанавливает выпуск фильмов. Для Бергмана, вынужденного содержать шестерых детей (к этому времени он жил уже в третьем браке, всего был женат пять раз и стал отцом девяти детей), это было страшным ударом - в поисках заработка он снимал рекламные ролики. Творческая пауза, однако, пошла ему на пользу: после снятия эмбарго Ингмар выпускает такие значимые для развития киноискусства фильмы, как "Женщины ждут" (1952), "Лето с Моникой" (1953) и "Вечер шутов" (1953).

Международное признание приходит к Бергману после того, как комедия "Улыбки летней ночи" (1955) получает специальный приз Каннского кинофорума. "Мне нужны были деньги, и я подумал, что, пожалуй, самое разумное - это снимать комедию. Мне захотелось поставить перед собой довольно сложную техническую задачу и сделать комедию с математическими соотношениями героев: мужчина - женщина, мужчина - женщина... Там действуют четыре пары, их следовало сначала всех перемешать, а затем вывести из этого уравнения", - вспоминал режиссер. Начиная с этой картины, фильмы Бергмана неизменно оказываются в списках претендентов на самые престижные кинонаграды мира: "Седьмая печать" (1957, по требованию продюсеров снята за рекордные 35 дней!) номинируется на "Золотую пальмовую ветвь" (высшая награда Каннского фестиваля) и получает Специальный приз жюри; "Земляничная поляна" (1957) - номинант "Оскара", лауреат "Золотого медведя" (высшей награды Берлинского фестиваля), премий Bodil, Silver Ribbon и Italian Film Critics Award (вручается на Венецианском фестивале); "На пороге жизни" (1958) приносит Бергману статус Лучшего режиссера по итогам очередного Каннского фестиваля... Рекордсменом стала картина "Фанни и Александр" (1982): фильм получил четыре премии "Оскар" (в номинациях "Лучший фильм на иностранном языке", "Лучшая работа художника", "Лучшая операторская работа", "Лучший дизайн костюмов"), премии "Сезар" (в номинации "Лучший зарубежный фильм"), BAFTA, David di Donatello Awards, Directors Guild of America и прочая-прочая - в общей сложности 12 премий и 5 номинаций. После выхода этого фильма Бергман официально заявил о том, что уходит из кино, т. к. хочет посвятить себя театру - однако снял еще пять фильмов, в том числе один документальный. Последней картиной режиссера стала "Сарабанда" (2003), продолжающая сюжетную линию "Сцен из супружеской жизни" (1973). Всего он снял 45 фильмов.

Бергман говорил, что ставить фильмы - тяжелый труд. В театре ему нравился сам процесс репетиций, когда "необходимо слушать друг друга, нужны чуткость, любовь, взаимное доверие. И если тебе вместе с актерами удается создать эту атмосферу, а именно такая атмосфера и является творческой, тогда все начинается. Это какое-то чудо. Миг - и что-то родилось. Как живое существо. Я ведь получаю что-то от актеров и что-то отдаю им обратно", - писал режиссер. Но в 2003 г. он уходит и из театра, до конца своих дней просто наслаждаясь жизнью. В 2005 г. он получает последний и, возможно, наивысший знак признания - журнал "Время" называет Ингмара Бергмана "Лучшими режиссером мира": сам Бергман отмечал лишь троих коллег по профессии - Федерико Феллини, Виктора Шустрема и Акиру Куросава.

Ингмар Бергман умер 30 июля 2007 года в возрасте 89 лет. Похоронен на острове Форё, где прожил большую часть своей жизни.

×