… И ПАРОХОД ПЛЫВЕТ

 В Свердловском академическом театре драмы премьера – спектакль «Вдовий пароход». Первые показы приурочили ко Дню Победы не случайно: действие одноименной повести Ирины Грековой начинается в военные годы, отголоски которых еще долго катятся по судьбам главных героинь. Да только ли по их судьбам? В спектакле не стреляют, не сцене не льется кровь, не рвутся снаряды - но война есть. Она – ощутимая, страшная, калечащая, беспощадная…

 

 Главная заслуга режиссера Андрея Русинова – предельно верный выбор главных актрис (мужские партии, впрочем, тоже весьма достойны), которые работают практически в одном составе. Такие не похожие друг на друга русские женщины, ставшие вдовами, не успев насладиться состоянием жен. В обычной для советской страны коммунальной квартире перемешалось все – радости и горести, смех и слезы, вера и неверие, приятие судьбы и робкие попытки устроить свое счастье на осколках чужого…

 

 Потерявшая во время бомбежки дом, мать, дочь, возможность работать (пианистка с переломанными руками), еще раньше – мужа, но обретшая силы жить Ольга Флерова, которую соседки считают барыней, в исполнении Ирины Мосуновой (очень точный, немногословный образ, построенных на взглядах, интонациях, нюансах) оказывается стоической русской женщиной. Панька Зыкова, женщина-монтер, с рубленой внешностью, рубленными манерами, но с необрубленной душой (Марина Савинова) – в ней прорывается нежность, сострадание, жажда не только справедливости, но и маленьких семейных радостей. Потерявшая голос, но не потерявшая надежды на счастье опереточная актриса Ада (Светлана Орлова) умудряется быть прелестной дамочкой даже во время войны. В Капе Грушиной (глубокая, цельная, выстраданная работа Вероники Белковской) сошлись юмор, трогательность, жалостливость, простота и невысказанное страдание. Щемяще пронзительна в ситуации безысходности Тамара Зимина, играющая заведующую яслями, как данность воспринимающая свою жизнь и свою смерть. Это мы, из своей спокойной, мирной, обеспеченной жизни, жалеем их, несчастных, а они о своей несчастности не подозревают, потому что, какой бы она ни была, это – их жизнь, и она такая, какая есть, и другой ни за что не будет. Им с этого вдовьего парохода никуда не деться.

 

 Анфиса Громова (Юлия Кузюткина), единственная, кто познал реальную войну: на передовую пошла вслед за мужем, была фронтовой медсестрой. В какой-то момент полковая мадонна в относительно мирной жизни превращается в во всем винящую себя женщину, несущую на себе грех: вернулась домой не только с ранением, но и с «подарком» в виде будущего ребенка. Этот мальчик – Вадим – как и любой появляющийся в доме мужчина – одна радость на всех, одна надежда, одно тепло. Даже если и не свое. Вроде как Анфисе выпало быть счастливой за всех – и сын есть, и муж все-таки вернулся (хоть и ненадолго), и бывший однополчанин чуть было «не лишил» ее вдовства, а нет, ее страдальческое, полувдовье счастье никто не хочет примерить на себя.

 

 Особо хочется сказать об успешном дебюте Игоря Кожевина, играющего взрослого – желчного, временами жестокого, по-своему любящего мать – Вадима, перед глазами которого проходит вся жизнь обитателей квартиры, включая его собственное появление на свет. Практически весь спектакль Игорь-Вадим находится на сцене: то бессловесно наблюдая (и это, пожалуй, самые сложные для молодого артиста моменты), то вклиниваясь в жизненные эпизоды, то полностью переводя зрительское внимание на себя.

 

 Спектакль, безусловно, актерский. Но режиссерская рука Андрея Русинова чувствуется во всём: в подходе к повести (действие начинается с ее финала), в создании нескольких образных планов спектакля – поэтически-идеалистического («Если бы не было войны…») и бытового, погружающего зрителя в мир послевоенной Москвы (занавески, нитяные чулки, примусы, бигуди), в световых и цветовых акцентах. Конечно, в спектакле много музыки, навсегда связанной с 30-40-50 годами, очень деликатно использована послевоенная хроника и фотографии. Все сделано по-человечески очень искренне и, вероятно, потому никого не оставляет равнодушным. Ни артистов, ни зрителей.

 

Областная газета

Автор: Наталья Подкорытова  

03.06.2010 г.