11 вечеров между Европой и Азией. Вечер девятый. Про гроб и яблоки

И опять серьёзная вещь – «Железнова Васса Мать» Свердловского государственного академического театра драмы. Интересно, что Горький пишет пьесу, находясь на Капри. Это его взгляд на Россию из-за моря. Это его размышления о судьбе страны вообще. По словам режиссера Уланбека Баялиева, Васса - это сама Россия в эпоху смены власти. В пьесе происходят ужасные вещи – суицид Липы, убийство Прохора, смерть Захара. Что сделают с Павлом, который вроде бы согласился идти в монахи? Мы наблюдаем за семьёй, где происходит самое жестокое с людьми. Они живут в стеклянном доме – не то в теплице, не то в террариуме.

 

Весь первый акт зритель слышал агонию отца семейства и видел приготовленный для него гроб. Его обходили, на нём сидели, об него спотыкались. Зато во втором акте хрип умирающего заменили на детские голоса, а на авансцену высыпали целую коробку настоящих яблок. Ведь единственное любимое занятие Вассы было возделовать свой сад. Правда, не вишнёвый.

 

Вассу играет заслуженная артистка РФ Ирина Ермолова  - потрясающая актриса с глубоким, красивым голосом и королевской статью. Одна фамилия чего стоит. Она и железная леди, человек дела, и глубоко страдающая мать, прообразом которой выводят, ни много, ни мало – Богородицу. Сильных женщин и слабых мужчин показали нам свердловчане. Как сказала одна зрительница, атмосфера гнетущая, но в хорошем смысле, мобилизует подумать. Что ж, театр для того и нужен, чтобы думать.

 

Фаина Хаялина

«Гостиный двор», № 3(11) 2019